От детали размером с ладонь до реактора в целый город: кто создает «невидимую» экономику, от которой зависит каждый наш день?

Представьте обычное утро: будильник на телефоне, чайник, поездка на метро или автобусе. А теперь мысленно уберите всё, что сделано станками, и отключите энергию, питающую устройства, – картина привычного мира рухнет. Нет станков, которые сделали корпус вашего телефона или двигатель автобуса. Нет надёжной энергии, которая зарядила гаджет и привела в движение электропоезд.

Вот так, день за днём, машиностроители и атомщики делают нашу жизнь комфортной и безопасной. Но роль их труда гораздо глубже — ведь они создают надёжный фундамент экономического суверенитета и технологического лидерства России. В 2025 году профессиональные праздники — День машиностроителя (отмечается в последнее воскресенье сентября) и День работника атомной промышленности (28 сентября) — символично совпадают. И это не случайность, а отражение их глубокой исторической и экономической взаимосвязи.

Промышленное могущество

Машиностроение по праву считается основой всей промышленности. Если экономика — это организм, то машиностроение — его опорно-двигательный аппарат и сильные руки. Официально праздник был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года, а с 1 октября 1980 года был закреплён как «День машиностроителя», отмечаемый в последнее воскресенье сентября.

История отрасли — это история индустриализации России. От первого паровоза до современных авиалайеров и космических кораблей — машиностроение всегда определяло технологический уровень страны.

По итогам 2024 года на предприятиях отрасли было занято свыше 439 тысяч человек, что на 6,6% больше, чем годом ранее.

По данным Росстата, в 2024 году вклад машиностроения в валовой внутренний продукт России составил около 17 трлн рублей — порядка 9% от общего объёма ВВП (201 трлн рублей).

В условиях импортозамещения именно машиностроительный комплекс, включающий авиа-, судо-, автомобилестроение, станкостроение и ОПК, становится драйвером создания новых производственных цепочек и технологического прорыва.

Технологический щит страны

День атомщика был учреждён позже, Указом Президента РФ Владимира Путина № 633 от 3 июня 2005 года, но дата 28 сентября выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1942 году Государственный комитет обороны СССР выпустил распоряжение «Об организации работ по урану», дав старт советскому атомному проекту.

Под руководством Игоря Курчатова всего за семь лет была создана атомная бомба, обеспечившая паритет, а в 1954 году — первая в мире АЭС в Обнинске (вшить ссылку на статью Драйверы экономики проект Экономика-сквозь-время), открывшая эру мирного атома.

Сегодня атомная энергетика занимает около 20% в энергобалансе страны. При этом в центре России этот показатель выше — до 40% и более.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом.

На 11 АЭС России функционируют 35 энергоблоков, суммарная установленная мощность которых — свыше 28,5 ГВт.

Атомные электростанции эксперты рассматривают как зелёную энергетику, то есть производящую энергию из возобновляемых источников и не наносящую вреда окружающей среде.

Атомная отрасль стремится обеспечить людям долгую и здоровую жизнь благодаря чистой энергии, передовым методам ядерной медицины, инновационным материалам и современным цифровым технологиям.

Синергия гигантов: почему эти отрасли неразделимы

Машиностроение и атомная промышленность — это «сообщающиеся сосуды». Атомные проекты требуют уникального оборудования, которое производят машиностроители: от реакторов и турбин до роботизированных комплексов. В свою очередь, стабильная и доступная энергия от АЭС — ключевое условие для работы современных машиностроительных заводов.

Яркий пример синергии — создание атомных ледоколов нового поколения (проект «Лидер», «Арктика»), в котором участвуют десятки машиностроительных предприятий по всей стране. Это сотрудничество не только укрепляет технологический суверенитет, но и открывает новые перспективы для развития Северного морского пути.

Взгляд в будущее: перспективы развития

Стратегические планы развития обеих отраслей тесно связаны с национальными целями. К 2030 году доля атомной энергетики в энергобалансе России должна вырасти до 25%, что потребует строительства новых энергоблоков и, следовательно, развития машиностроительной компоненты.

В атомной энергетике уже реализуется национальный проект «Новые атомные и энергетическиетехнологии». Его цель — сделать российскую энергетику современной, независимой и высокотехнологичной. Речь идёт не только о строительстве станций, но и о полном цикле — от разработки реакторов до выпуска аккумуляторов, от солнечных панелей до сложнейших турбин.

В машиностроении наращивается выпуск высокотехнологичной продукции — например, оборудования для производства сжиженного природного газа (СПГ) и нефти, станков с ЧПУ, роботов и оборудования для Арктики в рамках государственных программ поддержки.

Также развиваются термоядерные технологии и новые материалы, способные выдерживать экстремальные температуры и нагрузки. В Курчатовском институте учёные изучают поведение плазмы и принципы термоядерного синтеза, который в будущем может заменить все существующие источники энергии.

Не только просто профессиональные праздники, а символ промышленной мощи России, основанной на глубокой интеграции и взаимной поддержке. Отрасли, имеющие славную историю, продолжают оставаться локомотивами экономики, обеспечивая технологический суверенитет, тысячи высококвалифицированных рабочих мест и стабильность для каждого из нас.